22 C
Kyiv
Субота, 27 Липня, 2024

«Половой голод» и парижский шик, или Одесский музей показал  произведения Великого и Theo Fra  
(dumskaya.net)

Найпопулярніші

Открытие выставки «Теофил Фраерман и Олег Соколов. Основатель и Последователь» состоялось в Музее западного и восточного искусства, который готовится отпраздновать свое столетие.

Проект проводится в сотрудничестве с Музеем современного искусства Одессы. Отсутствие электричества заставило использовать генератор, и первые зрители все-таки увидели чрезвычайно интересные работы художников, без которых историю музея невозможно представить.

Насыщенная красками живопись в начале экспозиции сменяется изысканной графикой в разных техниках, целомудренные пейзажи – вызывающими листами «Похоть» и «Половой голод». Выставка посвящена Евгению Михайловичу Голубовскому — человеку, сохранявшему память о выдающихся художниках несколько десятилетий, но, когда пришло время, передавшему ценные материалы коллективу музея. Имела место забавная мистификация, когда Олегу Соколову преподнесли восторженное письмо-рисунок якобы от Пикассо (на выставке присутствует).

А вот сам Голубовский так и не узнал, что и его, по крайней мере, однажды мистифицировали. Не только он, а вся редколлегия альманаха «Дерибасовская-Ришельевская» не заметила несоответствия, когда опубликовала в одном из номеров рассказ Германа Гессе «Прогулка по комнате» за подписью Мирослава Кульчицкого. Известный художник и писатель не изменил ни буквы, предложил текст, ожидая, что авторство будет раскрыто просвещенными издателями. Публикация осталась в истории как артистический жест…

Кураторами выставки стали Эдуард Пороник, Любовь Заева и Анна Мороховская. Координатор проекта Семен Кантор на вернисаже рассказал о большой работе, которую провела исследовательская группа — Ирина Глебова, Владимир Кудлач и Кларисс Богдасар. В экспозиции представлены произведения из коллекций Музея современного искусства Одессы, Музея западного и восточного искусства, Вадима Мороховского, семьи Осадчих, галереи «Артсвіт», Фонда «Український авангард» и других.

Но все по порядку. Теофил Фраерман — человек, который своими знаниями и действиями соединил модернистский Париж первых десятилетий XX века с Одессой 60-х. В 1920-х годах Фраерман своим творчеством сформировал коллекции нескольких одесских музеев, в том числе Музея западного и восточного искусства. Профессор нескольких учебных заведений воспитал многих участников Одесского Возрождения. Успешный участник Парижских Салонов, он был одним из идеологов первой волны Одесского модернизма. Сын кустаря стал легендарным Theo Fra, его картины, отмеченные парижским шиком, присутствуют в экспозиции как в оригинале, так и в репродукциях на мониторах.

Второй участник выставки Олег Соколов, ученик Фраермана, представитель художественного андеграунда 60-80-х. Первый советский абстракционист в Одессе, единственный местный художник-диссидент, предтеча одесского концептуализма. Интеллектуал и чуткий поэт, соединявший в пространстве картины изображение и текст.

«Основную часть своей жизни провел на внешне незаметной должности заведующего выставочного отдела Музея западного и восточного искусства. Но ведь недаром его коллеги музейщики еще при жизни называли Олега Соколова «Великий». На самом деле его нужно было называть «Хранитель» — тот, кто бережет идеи и принципы своего Учителя — Теофила Фраермана. Он сохранял моральные и творческие взгляды великой, на определенное время забытой европейской культуры. Делал это не демонстративно, но очень последовательно», — указано в кураторском тексте.

Жена Соколова, искусствовед Елена Шелестова, пережила любимого мужа и преданно пропагандировала его наследие. Усматривала продолжение его абстрактных поисков в графике Вячеслава Горбунова, который позднее под влиянием иллюстраций Олега Аркадиевича к «Мастеру и Маргарите» сделал собственный цикл на ту же тему (к сожалению, эти работы утрачены, а иллюстрации Великого есть на выставке). Вместе с картинами экспозиция содержит биографические материалы, позволяющие лучше понять контекст времени, которое выпало на долю Theo Fra и Великого.

Автор — Ирэн Адлер, фото Александра Синельникова


Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter

Взгляд из Одессы

Цікаве

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я

Останні новини